Сохранение фольклора одна из важнейших задач каждого народа, как гласит всем известное утверждение: без прошлого нет настоящего и будущего.
Правительством РФ поставлена задача по сохранению и популяризации многонациональных традиций народов России. В связи с этим реализуется Федеральный Закон от 20.10.2022г. № 402-ФЗ о сохранении исторического и культурного наследия.
3 августа 2023 года вступил в силу Закон № 402-ФЗ и утверждены Положения о Федеральном государственном реестре объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
В соответствии с региональными законодательствами, активно организуются научно-методические и исследовательские мероприятия. На Международных и Всероссийских форумах по развитию народного творчества ведущие учёные и специалисты-практики представляют и обсуждают региональный и федеральный опыт по описанию объектов НЭД, актуализации фольклора, деятельности муниципальных домов культуры. Эти мероприятия определяют ценность наследия народной культуры, как важнейшей составной части социальной жизни общества, в связи с её многонациональностью, разнообразием культур и обилием языков, уникальным набором региональных особенностей.
15 марта 2024 года на основании Приказа № 47 Министерства культуры Тамбовской области, в соответствии с Федеральным законом «О нематериальном этнокультурном достоянии РФ», утверждены: Положение о реестре объектов нематериального этнокультурного достояния Тамбовской области; Положение об экспертном совете нематериального этнокультурного достояния Тамбовской области и его составе. Работа по формированию реестра и координации работы экспертного совета возложена на ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга».
Главные вопросы по сохранению и изучению народной традиционной культуры нашего региона позволяют решать фольклорно-этнографические экспедиции, цель которых - общение с носителями народных традиций, изучение обрядов, обычаев, музыкального наследия, различных предметов быта, праздничной и будничной одежды, традиционной кухни и всего того, что отражает мировоззрение и образ жизни наших предков. Данная работа позволит создать фонды бесценного материала для дальнейшего изучения и сохранения памяти поколений.
Со второй половины 2023 года и на протяжении 2024 года сотрудниками научно-методического центра народного творчества были организованы фольклорные экспедиции по выявлению объектов нематериального этнокультурного достояния Тамбовской области. Проведены выезды в Сосновский муниципальный округ: с. Сосновка, с. Перкино; Рассказовский муниципальный округ: с. Платоновка, с. Рождественское; в Гавриловский муниципальный округ: с. 2-ое Пересыпкино; а также проведена творческая встреча с носителями и мастерами народных традиций, проживающих в городе Тамбове.
За данный период выявлены два полных комплекта женского традиционного костюма Тамбовской губернии конца 19-ого века и начала первой половины 20-ого века. В настоящее время ведущими специалистами в области народной традиционной одежды изучаются технологии изготовления каждого элемента костюма. Данное исследование представляет научную ценность.
Погружение в исследование и изучение объектов декоративно-прикладного творчества позволяет описать технику изготовления уникальных образцов народной культуры.
Встреча с носителями народных традиций из деревенской глубинки позволила прикоснуться к истории инструментального кустарного промысла. Творческое наследие самобытных гармонистов даёт возможность определить характерный для Тамбовщины музыкальный репертуар, выявить как локальные традиции данного села, так и региональные стилистические исполнительские особенности.
Тамбовская область хранит неисчерпаемые сокровища народной мудрости.
«Творческое наследие тамбовских гармонистов» является объектом нематериального этнокультурного достояния нашего региона. Предлагаем познакомиться с ними.
Клинков Валентин Федорович родился 21 марта 1939 года в деревне Низовка Бондарского района. В семье Валентин единственный ребенок. Любовь к народному инструменту привил отец, Федор Николаевич, гармонист-самоучка. У односельчан он пользовался уважением, на просьбу отремонтировать гармонь отзывался с радостью. Он так увлёкся этим занятием, что, изучив устройство инструмента, стал сам мастерить гармонь. Фёдор Николаевич изготовил небольшую, но звонкую гармонь для сына. Маленький Валя освоил инструмент быстро. В восемь лет легко исполнял любимые в селе народные наигрыши.
Уже в школьном возрасте его приглашали односельчане на праздники как гармониста. Тогда же он стал присматриваться к процессу создания инструмента, помогая отцу. Вначале выполнял несложную работу, а вскоре освоил всю технологию изготовления гармони.
Видя способности сына, родители приобрели ему баян. На инструменте Валентин обучался самостоятельно, на слух он легко подбирал любые мелодии.
Окончив семь классов сельской школы, он отправляется в город Тамбов, где устраивается рабочим в строительную бригаду, но любимым делом не перестает заниматься. Для совершенствования мастерства создания гармони ему не хватает профессиональных знаний, он поступает в музыкальное училище. Через два года он бросает обучение и продолжает работать строителем.
В свободное время, приезжая домой в деревню, вместе с отцом делают одну гармошку за другой.
В 1970 году Валентин Федорович женился и с семьей обосновался в селе Пахотный Угол. Там очень скоро стал известен не только как гармонист, но и как мастер по изготовлению инструмента. «Заказы на новые гармони были регулярны, практически каждый год выходила одна, а то и две новые гармошки. Часто приносили инструменты на ремонт и им тоже возвращалась жизнь».
Создание музыкального инструмента тонкая и кропотливая работа. Валентин Фёдорович делится опытом: «Здесь важны не только умелые руки мастера, но и материалы, из которых изготавливается инструмент. Например, для корпуса гармони пригодны не все породы дерева, важна его обработка и правильная просушка. Чтобы гармонь была звонкой нужен качественный материал для голосов. И самое сложное – состроить гармонь, заставить её звучать по-особенному……. Голос, его нужно знать, как вытащить. Бывает лишек карябнешь напильником, он тогда всё, отломится или при сильном потоке воздуха, он может не вернуться в прежнее положение. Здесь нужно знать золотую середину…. У басов надо знать, как делать напайку. А то бывало припаяешь, она вибрацию делает большую, напайка и отскочит. Прогреть материал нужно хорошо. А если с кислотой паять, то голос ржавеет. Его нужно после раствором питьевой соды протереть. Чтобы материал не ржавело, надо паять с канифолью. Он начинает блестеть, а под него надо делать планку из алюминия, а если на неё попадёт кислота, то не припаяешь…. Там много секретов».
Сейчас Валентин Фёдорович не может точно сказать, сколько гармоней было им сделано, по самым грубым подсчетам не менее пятидесяти. Многие из них и сейчас радуют своих владельцев. От Клинкова Валентина Фёдоровича записаны народные наигрыши: «Кирсанёнок», «Канарейка», «Матаня», «Шамиля».
Встреча с гармонистом проходила 17 декабря 2024г., с. Пахотный Угол, Гавриловский муниципальный округ, Тамбовская область.
Мещеряков Александр Валентинович родился 3 ноября 1954г. в посёлке Ярцево Токарёвского района Тамбовской области. К сожалению, сегодня населенный пункт прекратил своё существование, но живы люди, которые помнят поющую русскую деревню, с её многовековыми традициями. Александр Валентинович бережно хранит в своём сердце родные напевы народных наигрышей.
Ещё не в столь давние времена по игре узнавали из какого района, деревни гармонист. В праздники послушать игру славившегося на всю округу гармониста приходили с самых дальних деревень. В народе ценили талантливых игроков, на долгие годы сохраняя в памяти витиеватые переборы гармониста. Вот и в нашем случае по зачину наигрыша, по первым переборам, можно узнать игру Александра Валентиновича Мещерякова. «Матаня», «Барыня», «Цыганочка», «Светит месяц», «Коробейники», «Канарейка», «Базар» - образцы блестящего, безукоризненного исполнения популярных в регионе традиционных наигрышей. К своему творчеству гармонист относится с высокой степенью ответственности. Его исполнительские способности игры на гармони позволяют максимально использовать возможности его мастерового инструмента. А началось всё с раннего детства, вспоминает Александр Валентинович: «Гармонь взял в руки в четыре года. Отец с матерью уходили на работу, дверь закрывали на затвор, а меня оставляли одного на полдня. А я проснусь, кинусь никого дома нет, в слёзы. На сундуке гармонь отцова стояла, я давай на ней играть, наиграюсь, устану, усну и так днями напролёт. А уж, в пять лет научился играть. Отец был у меня хороший гармонист, играл на мандолине, балалайке. Я поначалу осваивал игру на гармони тайком. Когда отец узнал, мне было шесть лет, дал свою гармонь. Вот играю до сих пор. Когда учился в школе, участвовал в фестивале художественной самодеятельности в районном доме пионеров, занял 2 призовое место. В 1975 году был принят экстерном в Тамбовский институт культуры без экзаменов на кафедру народных инструментов, но учиться не стал, был женат и работал уже 6 лет на заводе «Тамбовполимермаш».
В 1988 году Александр Валентинович - участник клуба гармонистов на базе дворца культуры «Юбилейный», руководитель В. А. Огурцов. С этого периода и по настоящее время любитель-виртуоз-гармонист участник престижных концертов, фестивалей и конкурсов: 1992 год - участник программы Заволокиных «Играй, гармонь» г. Иваново; 1995 год - принимал участие в концерте с казачьими ансамблями «Донцы» и «Беседушка» г. Серафимовичи; 1997 год - участник фестиваля «Славянский базар» г. Белгород; 2003 год, 2013 г. - снимался в передаче «Играй, гармонь» г. Тамбов, в 2020 году в Липецке, в 2023 году в Ельце, в г. Рязани. В 2003 году был в составе Тамбовского городского ансамбля народной музыки «Радуница», руководитель В.А, Крючихин. Трижды обладатель Гран-При фестиваля «Есенинская Русь», трижды обладатель Гран-При на фестивале «Атмановские кулачки». В 2012, 2014, 2016, 2018 годах участник программ «Играй, гармонь» в городе Иваново. В составе концертной бригады гармонистов посещал города: Шую, Ефремов, Дунилово, Плёс и многие другие. Трижды принимал участие в Международных фестивалях и концертах «Играй, гармонь» в г. Минске. Участник программы «Играй, гармонь» в г. Москве в «Государственном Кремлевском дворце съездов», а также в городах России: Липицке, Брянске, Орле, Волгограде, Воронеже, Туле, Рязани, Ржеве, Серафимовиче, Орехово-Зуеве, Ряжске, Скопине, Белгороде, Смоленске, в станице Вешенской.
Встреча с гармонистом проходила 12 декабря 2024г. в городе Тамбове.
Апполонов Виктор Аркадьевич родился 22 апреля 1949г. в селе Федосеевка Рассказовского района Тамбовской области. «Человек с душою гармониста», - так про Виктора Аркадьевича говорят односельчане. Ещё с юных лет запала в его сердце русская гармонь, полюбилась. Маленький Виктор тянулся к музыкальному чуду с детства.
«В 1958 году семья переехала в село Рождественское, здесь и пошёл в школу. Гармонь домой принёс отец. Знакомый товарищ отдал ему расстроенный инструмент, он его отремонтировал, восстановил. Отец хорошо играл на гармони и меня подучивал. В одиннадцать лет уже владел инструментом. Меня приглашали играть на свадьбы в близлежащие сёла, играл на проводах в армию. Потом освоил баян и гитару. Подыгрывал на смотрах художественной самодеятельности в школе. Работал в клубе руководителем вокально-инструментального ансамбля и организатором отдыха молодёжи на деревенском «пяточке», - рассказывает исполнитель.
Кроме хорошего музыкального слуха наделён Виктор Аркадьевич ещё и чудесным бархатным голосом, слушать который одно наслаждение. Песен и наигрышей в его репертуаре великое множество: «Кирсановского», «Досада», «Шамиля», вальс «Над волнами», «Барыня», «Златые горы», «Шумел камыш».
Виртуозная игра на гармони и песни под собственный аккомпанемент сделали его популярным в Рассказовском районе.
По натуре он всё-таки лирик. И лирические песни удаются ему особенно хорошо: так споёт, что растревожит любую душу. И что самое удивительное: поют у него даже глаза. Любит он и веселые песни. Видит, что слушатели «завелись» и готовы в пляс пуститься, и сам расцветает улыбкой. Его редкое обаяние, вкупе с талантом гармониста, певца, делают Виктора Аркадьевича неотразимым. Его душа полна музыки. А гармонь — это его сердце, второе «я». Она вносит в его жизнь ту полноту счастья, без которого мир был бы другим, менее ярким и красочным. Она помогает стойко переносить те испытания, что преподносит судьба.
Встреча с гармонистом проходила 11 декабря 2024г. в с. Рождественское Рассказовского муниципального округа Тамбовской области.
Котов Виталий Васильевич 1936 г.р. Родители Виталия Васильевича были простыми крестьянами, с рассвета до заката трудились в полях в Нижнем Спасском под Рассказово. Но как бы ни была тяжелой их жизнь, они умели находить возможность радоваться и веселиться. В доме часто собирались соседи и друзья, и на этих посиделках всегда были песни, пляски и наигрыши на гармони. С первых дней своей жизни Виталий Васильевич жил в атмосфере народной музыки. Ему нравилось слушать песни, смотреть как играют на гармошке. Именно с тех времён запомнились ему «Кирсанёнок», «Матаня», «Канарейка». Его отец по характеру был немногословным и всё, что было на душе, он передавал через гармонь-хромку. Вот и Виталий Васильевич также все переживания выигрывал на двухрядке.
Вспоминает гармонист: «В 1941 году отец ушел на фронт. Мама работала за двоих в колхозе, а вернувшись домой к ночи, занималась дома по хозяйству (скотина, огород, уборка дома, стирка, готовка еды). Я помогал ей по хозяйству, а вечерами самостоятельно осваивал гармошку отца».
Из любимых воспоминаний Виталия Васильевича: «Ближе к зиме в деревню прибыли солдаты. Их расселили по домам по несколько человек. И пока мама на уборочной, мы детвора, развлекали их. Я играл на гармошке, а друг пел частушки. Старались как могли. Солдаты хлопали искренне. Этот случай из жизни запал мне до глубины души».
После возвращения раненого отца с фронта, спустя несколько лет, семья переехала жить в поселок Новая Ляда. Шли школьные годы. Слава о юном гармонисте разлетелась по всему поселку. Будучи еще школьником, его просили играть на свадьбах. Из-за скромного характера он не мог отказывать, да и очень ему нравилось играть на гармони. К этому времени в репертуаре Виталия были плясовые наигрыши: «Краковяк», «Лезгинка», «Рассыпуха», «Барыня», Цыганочка»; любил исполнять «Страдания», «Досаду», «Канарейку».
По окончании школы Виталий поступил учиться в Котовский индустриальный техникум. Но, не проучившись и года, его отправили служить на Балтийский флот. Узнав, что на корабле появился гармонист, матросы вскладчину купили гармошку. В свободное время на палубе звучали наигрыши. Именно на службе Виталий Аркадьевич подобрал по слуху (нотную грамоту он так и не освоил) матросский танец «Яблочко». На слух подбирались «Дунайские волны» Иосифа Ивановича, «На сопках Манчжурии» Ильи Шатрова.
Музыка всю жизнь помогала Виталию Васильевичу знакомиться, находить друзей. И в техникуме, и на флоте, и когда он начал трудовую жизнь на заводе. Как бы ни было тяжело, а музыка ему придавала силы и оптимизм.
В 1960-м году появилась молодая семья Котовых. Родились две дочери. И обе с рождения, как и их отец в свое время, жили с музыкой.
Виталий Васильевич очень радушный и гостеприимный человек. У него всегда было много друзей, которые часто собирались не только по праздникам. И всегда были песни, пляски, веселье. Подбирал новое сходу по слуху.
Трудовой путь у Виталия Васильевича был трудным и тернистым от простого электрика до областного руководителя. Но, где бы и кем бы он не работал, гармонь была рядом. Она помогала быстрее находить контакты с людьми, обретать новых друзей.
Сегодня Виталий Васильевич проживает с супругой в городе Тамбове.
К сожалению, с возрастом все труднее даётся играть на гармошке, болезни дают о себе знать. Но опытный гармонист не унывает духом и все равно ищет новое для себя, вспоминает песни своей молодости, подбирает мелодии на инструменте. Музыка, гармошка и он неразделимы!
Встреча с гармонистом прошла 16 декабря 2024г. в г. Тамбове.
Моторин Николай Иванович родился в 1952 году.
Коренной житель села Второе Пересыпкино Гавриловского района Тамбовской области. Из воспоминаний гармониста: «Родился я в крестьянской семье. Родни у нас было много. Бабушек я захватил, дедов ни одного. На престольный праздник Михайлов день собирались всей роднёй, накрывали стол, а потом пели популярные песни: «Коробейники», «Когда имел златые годы», «На златом песочке», «Меж крутых бережков». У нас в селе тогда звучали наигрыши. Здесь были и кустарные мастера. Когда учился в шестом классе, отец купил гармошку. У нас в селе было четыре гармониста, с большим восхищением смотрел на их игру и старался им подражать. Немного подыгрывал им, а уж потом стал их «забивать». Мальчишкой играл на сельских гулянках: проводах в армию, на свадьбах. Раньше свадьбы играли пять дней, не выдёрживал, тяжело было. А уж потом, когда окреп, отбоя не было. Играл и в жару, и в холод».
После школы Николай Иванович окончил культурно-просветительское училище, получил профессию музыканта баяниста. Работал художественным руководителем Дома Культуры посёлка Вторая Гавриловка.
Сегодня Николай Иванович пенсионер. Он хранит и продолжает жизнь народных традиций родного села. В его исполнении прозвучали: «Выйду на улицу», «Тучи над городом встали», «Барыня», «Матаня», «Шамиля», «Кирсановского», «Канарейка», «Семёновна», «Краковяк», «Кабардинка», «Падеспань».
Николай Иванович поделился воспоминаниями о традициях русской свадьбы.
Встреча с гармонистом проходила 11 декабря 2024г., село Второе Пересыпкино Гавриловского муниципального округа Тамбовской области.
В 2025 году мы планируем продолжить экспедиционную работу с целью исследования творческого наследия тамбовских гармонистов.
Фольклорную экспедицию провели сотрудники ТОГБУК "НМЦ НТ и Д": методист Часовских Е.И., звукорежиссёр Михеев Н.А.
Составитель: методист ТОГБУК «НМЦ НТи Д»,
специалист по этнокультурному нематериальному наследию
Часовских Елена Ивановна