Ответственная организация
ТОГБУК «НМЦ НТ и Д»
Ответственное лицо
Часовских Е.И. методист по этнокультурному нематериальному наследию ТОГБУК «НМЦ НТ и Д»
Категория ОНН
Народные игры, традиционные единоборства и состязания
Тип действия
Сохранение
Краткое описание ОНКН
Авторы работы: Евтихиева Людмила Юрьевна – этнолингвист, кандидат филологических наук, член Российского фольклорного союза, Тамбовского общества любителей краеведения, создатель клуба-музея «Бренды Тамбовщины»;
Научный консультант: Тедорадзе Анатолий Северьянович – кандидат исторических наук, вицепрезидент этноспортивного клуба «Борсек».
Атмановские кулáчки - исторически сложившаяся форма праздничных коллективных показательных кулачных боёв, проходящих в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы (по-местному – Успеньев день). Кулáчки устраивались на особом месте – поляне за селом, где теперь расположен сельский клуб; место имеет название – «Парадка». Игры устраиваются ежегодно в течение трех дней: предпразднование – 27 августа, празднование – 28 августа, послепразднование – 29 августа.
Атмановские кулáчки представляют собой состязательно-игровую традицию с помощью, которой вырабатываются специальные воинские умения, навыки и качества. Игровая природа кулачек делает эту традицию массовым способом развития физической активности населения.
Традиция показательного (праздничного) кулачного боя была привнесена на тамбовскую оборонительную линию Белгородской засечной черты в 1648 г. переселенцами из шацких сёл, Атманово и Берёзово. Основателем села, впервые упомянутого в составе Верховценской дворцовой волости за 1676 г., стал Савва Атманов «со товарищами». Таким образом, традиция кулачек возникла как результат укоренения традиций русских переселенцев на территорию Дикого поля в XVII в. Уникальность этой праздничной формы региональной культуры заключается в хорошей сохранности архаичных элементов традиции, целостности празднично-обрядового действия, живом бытовании, доступном восприятию современников.
Несмотря на то, что в советский период истории официальная власть искореняла традицию кулачек, в селе Атманов Угол она сохранялась в памяти и бойцовских навыках старейшего поколения до 1990-х г.г., когда была подхвачена и возрождена на уровне самодеятельного этноспортивного движения под руководством А.С. Тедорадзе, который констатировал: «Кулачный бой в этом селе предстал перед нами не обиходной дракой, во что обычно перерождается традиция кулачных боёв в отрыве от этнокультурного обряда, а «примерным боем», включенным в праздник села.
Старожилы села Атманов Угол вспоминают:
«28 августа – Успеньев День… Тогда там кулачки были… таданя тахта справляли: на кулачки хадили, дрались.. И гармошки были, и пляска была. И всё тама была. Нигде больше такого в области не было. Лет 25 назад, это еще было. Конечно (Сам был на кулачках). Троицын день и Успеньев день… И у клуба все собирались. Народу – тыщи три. Свадьбы в этыт день».
« – Кулачки – чириз речку.
– А как «через речку»?
– Ну а как? Речка протякаить посреди деревни. С той стороны маладёшь, и с этай стараны маладёжь. А там лух вон, у клуба. Места такоя – 200 на 200 или 300 на 300. Вон ани лучи знають (показывает на старших по возрасту). Сыбирались часов в пять вечира. А да этого тут все: и маладёшь, и старшии… гулянки… Нас тут, каторыи. Там столы вытасквыють, накрывали, песни пели… Тут на улицы мястах в читырёх-пяти гармошки… Адевались как на свадьбу».
«Ну как? Спярва нычинають малинькии. А потом – повзрослеи, повзрослеи, а патом с барадой вышли – и пашла… Ну ныляжу ни трогали никагда… Фуражку бросють с этый стыраны, с энтый стыраны… На, пажалста. Па справедливости. Жертвы были, кагда он в пастели ляжить и припарьвыють гарячим блином… Ну как? Кулак ни подводить. Па рёбрым та! Ну, вот. Раз он любитиль, пусть он маленичка припарьвыить.
Бывал синакос… А мать – Ну-ка, милачок, давай, вставай! Вот такия дяла. Тада выяжжяли два буфета… И с наший стыраны, и с ихай, с Вихляйки… Пажалста, и кылбасу бери… Хошь выпить – выпий. Так висяло была… Тада висялея жить была. Хоть нидастатки были… На Успенью – картошку ныпикём, кто грибоф принясёть… Ну и писняка! «Какой я был, такой асталси…».
Как и все населённые пункты в прошлом, Атманов Угол поделён на противоборствующие партии - сотни. Эти партии противостояли друг другу в коллективных кулачных боях. В Атмановом Углу сотни – Поволжье, Крым, Лягушачье и Промартель - выступали против сотен – Вшивка, Терешата, Соловьята и Село. Праздник проходил в центре села.
В селе Атманов Угол зафиксировано бытование кулачного боя «стенка на стенку» и «один на один», палочного боя «один на один» и поединка бойцов, вооруженных палками, «один на один». В прошлом здесь имела распространение борьба «не в схватку» и особый тип борьбы за вороток с захватом ворота и пояса. «Стеношный бой» – это противостояние противоборствующих сторон, идущих друг на друга - «стенка на стенку». Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания: вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы, а после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно несколько часов до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Правила боя следующие: - вести бой честно «по любви»; «в зашей», «в тыл» не бить; «с крыла» (сбоку, когда соперник не видит) не бить; лежачего не бить; ногами, с подножкой не бить; закладок не иметь. По неизменной традиции кулáчки начинают дети, затем их сменяют подростки и в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя прогнать команду соперников на их сторону села. Как только задача достигнута бой прекращается. Заключительная часть этой боевой забавы - замирение, которое происходит за общей трапезой.
По обычаю, празднование начиналось с официальной религиозной части: заутреня, литургия, молебен с водосвятием, крестный ход. Мирская часть праздника состояла из приёма гостей, проведения трапез и всеобщих «улишных» гуляний, или, как говорит старшее поколение, курагодных гуляний. По воспоминаниям старожилов села можно судить, что «Атмановские кулачки» являлись событием, привлекавшим внимание не только жителей села Атманов Угол, но и окрестных сёл. Принято было считать, что приезжие, «званные и незваные» оказывают своим посещением селу честь, а многолюдство праздника расценивалось как признание всеми гостеприимства и богатства атмановцев. В прошлом в престольный праздник в Атмановом Уголу перед каждым домом хозяева устанавливали стол с самоваром и всякими яствами, угощая гостей села и соседей. После обеда жители и гости села собирались на «Парадке» - центральной площади. Здесь вели беседы, пели песни под гармошку, плясали.
Приуроченность праздника к пограничному календарному времени (конец лета – начало осени) сообщает происходящему символическое значение, присущее обрядовой форме. Богородица выступает в роли покровительницы защитников отечества. Воинское дело во все время отражало наиболее передовые достижения народа. Воинское умение являлось предметом особой гордости: эпос и народная молва восхваляли героев, проявивших силу и ловкость в реальных и игровых поединках.
Игры «Атмановские кулачки» - фольклорная и этноспортивная форма традиционной региональной культуры, преемственность которой удалось поддержать, сохраняя объект в живом бытовании, в том числе благодаря объединенным силам военно-спортивных и патриотических организаций.
Литература:
1. Адрес календарь и справочная книжка Тамбовской губернии 1914 г. Тамбов, 1914. С.26-27.
2. Атмановские кулачки. С. 130-154 // Исчезающие образы народных традиций и фольклора Тамбовского края : каталог фольклорных форм традиционной региональной культуры / Авторы-составители: Л.Ю. Евтихиева, Р.М. Житин. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2020. – 176 с.
3. Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX - начало XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С.93-96.
4. Горбунов Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. – М., 1999. С. 5, 181.
5. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX – начала XX в. – М., 1997. С. 10, 18.
200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области. Тамбов, 1997
6. Евтихиева Л.Ю. Народные игры «Атмановские кулачки». С. 25-29 // Живая старина, 2021, №4 (112).
7. Коломенский Ф. Кулачные бои «в одиночку» в середине XIX столетия // Геркулес. Пг., 1916. № 1. С.10.
8. Кыласов А.В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки, 2011, №5. – С. 41–43.
9. Лаврентьевская летопись. М., 1872. Вып.1. С.165-166.
10. Лебедев А.А. К истории кулачных боев на Руси // Русская старина. Т.155. СПб., 1913. №7. С.103-123. №8. С.323-340.
11. Мизис Ю.А. ЗаселениеТамбовскогокраяв XVII - XVIII веках. Тамбов, 1990. С.50.
12. Немчинов Е. И. Воспоминания старого рабочего // Ушедшая Москва. Воспоминания современников о Москве второй половины XIX в. — М., 1964. С.43.
13. Обзор Тамбовской губернии за 1905 год. – Тамбов, 1907. – С. 50.
14. Полилов-Северцев Г. Т. Наши деды - купцы. Бытовые картины начала XIX столетия. СПб., 1907. С.211
15. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837. Вып.2. С.126.
16. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн.2. М.,1960. С.70.
17. Тедорадзе А.С. К вопросу о возможности восстановления традиционных игр русского народа // Традиционные игры и национальные виды спорта: опыт межрегионального взаимодействия: материалы межрег. науч.-прак. конф. Якутск, 2012. с.43-49.
18. Тедорадзе А.С. Научное наследие Б.В. Горбунова по исторической реконструкции русских воинских традиций // Сборник докладов Международного форума «Россия – спортивная держава» 2012 года в Якутске / науч. ред. С.И. Изаак. М., 2012. С.206-209.
19. Токарев С.А. Община и семья // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С.196,197.
20. Традиционная русская борьба за-вороток. Правила соревнований/ Под ред. А.В. Кыласова, Б.В. Горбунова, А.С. Тедорадзе. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация исконных забав и этноспорта России». Тамбовская региональная общественная организация «Федерация традиционного рукопашного боя и этноспорта», 2012.
ФОТОМАТЕРИАЛ
Опись аудиозаписи
Аудиозапись 1. С. А. Угол. 14 июля 2010 года. Об Атмановских кулачках и других обычаях села рассказывают: Кочетов Александр Иванович, 1931 г.р.; Ламзина Валентина Алексеевна, 1957 г.р.; Неверов Александр Григорьевич 1940 г.р.; Неверова Екатерина Николаевна, 1930 г.р. Запись и беседу провела Л.Ю. Евтихиева.